Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

ПОРТАЛ "Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности"

 

В соответствии с письмом Министерства  просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по  оценке функциональной грамотности»  информируем о том, что на платформе Министерства просвещения Российской Федерации функционирует портал "Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности" (далее - Портал функциональной грамотности). Портал функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru/  и предназначен для проведения диагностических работ в целях оценки уровня естественнонаучной, математической и читательской грамотности обучающихся 8, 9 классов.

 Портал функциональной грамотности позволяет учителям создавать диагностическую работу для своего класса, проводить ее, оценивать и осуществлять персональный контроль за прохождением диагностической работы каждым обучающимся. Банк заданий также дает возможность учителю осуществлять выполнение экспертизы работ (заданий), подразумевающих развернутый ответ учащегося.

  Для использования образовательных ресурсов Портала Функциональной  грамотности необходима регистрация  на образовательном портале  "Российская  электронная школа" (РЭШ)  (https://resh.edu.ru/ ). Подробная инструкция по созданию, проведению и оцениванию диагностических работ размещена на главной странице Портала функциональной грамотности.

 Обращаем   внимание, что   вопрос   формирования у обучающихся общеобразовательных организаций функциональной грамотности находится на постоянном контроле Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. 

Функциональная грамотность 5-6 кл

Во исполнение приказа министерства образования Приморского края «Об утверждении плана мониторингов в системе образования Приморского края» от 16.09.2020г. №993-а в образовательных организациях (далее ОО) Приморского края, реализующих образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования проводится мониторинг оценки уровня функциональной грамотности учащихся 5-6 классов общеобразовательных организаций Приморского края ( далее – Мониторинг).

Целью проведения Мониторинга является определение уровня функциональной грамотности учащихся 5-6 классов общеобразовательных организаций в части читательской, математической, финансовой и естественно- научной грамотности.

В Мониторинге принимают участие все ОО Приморского края, реализующие программы основного общего образования. Основным методом проведения Мониторинга является выполнение обучающимися 5 и 6 классов ОО Приморского края диагностической работы.

Сбор данных проводится путем внесения запрашиваемой информации в отчетные формы (Приложение 2 к Регламенту).